Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость

Ретрансляция опыта

учителя высшей квалификационной категории

МКОУ "Архангельская СОШ"

Безгина Михаила Николаевича

 

«Воюющая церковь. Письмо к Богу».
Семьдесят три года прошло с того дня как закончилась Великая Отечественная война… Этого ждали миллионы и миллионы людей. Не найти в нашей стране такой семьи, которую бы она не коснулась.
Начавшаяся в 1941 году война кардинально изменила устоявшийся уклад жизни Советского Союза, что естественно повлекло за собой изменения в отношении Русской Православной Церкви. Началась Великая Отечественная война… В сложные, трудные годы военных действий советское государство нуждалось в помощи и эту помощь оно нашло в православной церкви. Органы власти перестали препятствовать открытию храмов, прекратились репрессии, советские граждане спокойно могли посещать богослужения, а именно это и было необходимо напуганным, измученным людям, которым необходимо было дать надежду и опору.
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!» - так начиналось знаменитое и совсем не коммунистическое обращение к народу 3 июля 1941 года Верховного Главнокомандующего Красной Армии Иосифа Сталина. Многие люди, жившие почти четверть века при безбожной власти вспоминали, как эти слова, обращаясь к ним, произносили священники в храмах и почувствовали себя братьями и сестрами во Христе.
В первый же день войны, в то время глава Русской Православной церкви митрополит Сергий обратился с посланием к верующим. В этом послании говорилось о вероломстве фашизма, звучали призывы к борьбе с ним и глубокая вера в то, что мы, жители России, победим, что русский народ сможет развеять в прах фашистскую вражескую силу.
Воюющая церковь. Патриотическая деятельность Русской Православной церкви была очень многогранна: послания, проповеди, сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды, служба священнослужителей в рядах действующей армии, участие в партизанском движении.
К 25-летию юбилея Красной Армии на постройку танковой колонны им. Дмитрия Донского верующие Московской области собрали свыше 2-х миллионов рублей. Только за первые три военных года около 200 Московских храмов сдали на нужды обороны 12 миллионов рублей.
Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в действующую армию.
Священник-партизан Федор Михайлович Пузанов. Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки стал разведчиком советской партизанской бригады. Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, отец Федор вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. В январе 1944 г. он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен около 300 односельчан, за что был награжден медалью «Партизану Отечественной войны II степени».
Настоятель церкви в Старом Селе, ныне Ракитовского района Ровенской области, Николай Иванович Пыжевич вместе с семьёй с первых дней войны помогал партизанам, в домах верных ему людей распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром. Занимался он и распространением листовок среди населения. В сентябре 1943 г. отряд карателей заживо сжёг в собственном доме о. Николая и его семью. Через некоторое время за помощь партизанам было полностью уничтожено и Старое Село, а 500 его жителей заживо сожжены в церкви.
Священник Ф. Петрановский организовал в Одессе подпольную группу. Он регулярно принимал сводки Совинформбюро по радиоприемнику, расположенному в подвале дома. Полученные сведения передавались верующим устно, а самые важные — записывали и распространяли разными путями.
Протоиерей Николай Колосов. Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохов-Мценск. Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». В августе 1944 года ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию.

Вспоминает протоирей Борис Пономарев:… «На второй день войны я был призван на защиту нашей Родины. Причастился в Николо-Кузнецком храме и на другой день был направлен на Ленинградский фронт. У меня не было родителей, меня благословила старушка 92 лет, дальняя родственница, и сказала: "Ты будешь жив, люби и защищай Родину".
Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов). Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль «За отвагу», несколько медалей «За боевые заслуги». С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.
Будущий патриарх Пимен в то время, когда началась война, был иеромонахом и отбывал ссылку в Средней Азии. Начав свой боевой путь заместителем командира роты, будущий русский патриарх дослужился до звания майора, пока не обнаружили, кто он такой на самом деле.

Среди будущих священнослужителей Тульской епархии, которые отличились на фронтах Великой Отечественной войны— Сергей Михайлович Извеков, Виктор Александрович Коноплев, Емельян Климентьевич Полищук, Григорий Иванович Фролов.
В тульской экспозиции выставки «С верой в Победу, с молитвой в душе» можно увидеть награды Емельяна Климентьевича Полищука, протоиерея Тульского храма Дмитрия Солунского: Орден Отечественной войны II степени, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другие. Тульская епархия в годы Великой Отечественной войны помогала не только молитвами. На пожертвования верующих были сформированы авиационная эскадрилья «Александр Невский» и танковая колонна «Дмитрий Донской», переданная нашей армии в Горелках под Тулой 7 марта 1944 года.

На самые ответственные участки фронта Сталин назначал офицеров, у которых были глубокие религиозные корни. Из свидетельства очевидцев известно, что начальник Генерального штаба Красной Армии, бывший царский генерал царской армии Б.М. Шапошников носил образ святителя Николая и молился: «Господи, спаси Россию и мой народ!». Его приемником на посту начальника Генерального штаба стал сын священника из Кинешмы маршал А.М. Василевский. После Сталинградской битвы стал посещать православные храмы маршал В.И. Чуйков. «Маршал Победы» Г.К. Жуков всю войну с собой в машине возил образ Казанской Божьей Матери.
Бои за Кривцовские высоты. «За четыре года войны мне пришлось многое перевидать, пережить. Участвовал во многих боях, но таких истребительных я ни перед тем, ни после не встречал. Февраль и март 1942 года донимал нас жуткими морозами. А тут еще ветер. Он всегда там гулял в долине Оки. Прибрежная земля закаменела. Саперная лопатка отскакивала от нее со звоном и искрами. Мы у немца как на ладони. Они почти за спиной у нас да еще на высотах. Чуть пошевелишься – и получай в «награду» или пулеметную очередь, или минометно-артиллерийский залп. А жить хочется, и укрыться, и согреться от леденящего ветра. Что делать? Придумали. Ночами стали собирать трупы. Складывали их сарайчиками. Укрывали сверху плащ-палатками, шинелями, и все засыпало снегом. Помню, у одного покойника была откинута рука. На нее ставили светильник. Так жили и воевали целый месяц на поле боя, где мертвые спасали живых».
Чудеса в годы войны. Среди наших известнейших священнослужителей было немало ветеранов Великой Отечественной войны, оставивших потомству свои воспоминания о боевом прошлом, о чудесных встречах на дорогах войны. Вот что рассказал о себе наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов).
«В молодости я был неверующим человеком. Когда началась Великая Отечественная война, меня, офицера, призвали на фронт. На прощание мать дала иконку Божией Матери и завещала: "Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице - Она тебе поможет!" Материнское напутствие не изгладилось из памяти: согревало, вселяло надежду.
Однажды с группой своих солдат я попал в окружение в лесу, был ранен. С трех сторон - немцы, с четвертой - вязкое болото. Тут-то и вспомнил материнский наказ. Поотстал немного от своих, достал иконку и, как мог, стал молиться: "Богородица Дева, если Ты есть - помоги!". Помолился и возвращаюсь к своим, а рядом с ними стоит старушка, обращается к ним: "Что, заплутали, сынки? Пойдемте, я вам тропочку покажу!". И вывела всех по тропочке к своим».
Отец Алипий отстал опять и говорит старушке: "Ну, мать, не знаю, как тебя и отблагодарить!" А "старушка" ему отвечает: "А ты Мне еще всю жизнь свою служить будешь!" - и пропала, как будто и не было. Тут-то и вспомнил он прощальное материнское напутствие, тут только и понял он, что это была за "старушка"! И слова те оказались неложными: действительно, и служил он потом всю жизнь Божией Матери - долгие годы был наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
Подкова от святителя Николая
Одна простая верующая русская женщина во время Великой Отечественной войны постоянно молилась так:
– Святитель Николай, спаси сыночка моего Васеньку от смерти.
Тот же был командиром танка. Однажды подходит к нему благообразный старичок с бородой и говорит:
– Мать просила передать тебе подкову: повесь её в танке, и за всю войну ни одна пуля тебя не тронет.
И действительно, всю войну прослужил танкист на передовой без единого ранения. Вернувшись с фронта, увидел у матери икону святителя Николая, в которой признал того старичка, передавшего ему подкову.
А подкова эта сейчас находится в одном из музеев Санкт-Петербурга. Можно посмотреть и послушать, как экскурсовод повествует о "военном курьезе" – о том, как вера в "талисман" может спасать от смерти.
4. Письмо к Богу.
Это письмо было найдено в шинели русского солдата неизвестным санинструктором.
Красноармеец Александр Зайцев (по некоторым данным А. Зацепа), убит в бою в 1944 г.

Послушай, Бог…
Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать Тебя…
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя… И я дурак поверил…
Твоих я никогда не созерцал творений…
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь…
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого, мне нечего сказать…
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал…
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно… Ты на нас глядишь…
Сигнал… Ну что ж? Я должен отправляться…
Что, как ты знаешь, битва будет злая.
И может, ночью же к Тебе я постучусь…
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, Боже, и Ты видишь…
Со мной случилось то, что я прозрел…
Прощай, мой Бог, иду… И вряд ли уж вернусь…
Как странно, но теперь я смерти не боюсь…


Это письмо разительно отличается от всех других подобных, написанных на фронтах второй мировой войны. На войне можно привыкнуть к страху смерти и даже не замечать его. Но мысли о том, что в любую секунду ты можешь потерять жизнь, конечно же приходят. И, чаще всего, именно в минуты или часы полного затишья (это хорошо отражено в письме). Ещё это письмо отличается от других подобных тем, что оно обращено не к матери, не к отцу, не к любимой, а к Богу. Александр пришёл к Богу, скорее всего, в последние часы, если не минуты, своей земной жизни.

НЕ ТОЛЬКО партбилеты и письма из дома носили на груди советские солдаты в годы Великой Отечественной войны. Вместе со смертными медальонами поисковики регулярно находят на местах былых сражений нательные крестики, небольшие иконки, ладанки и множество других предметов, связанных с христианской верой. В окопах тайно от политруков советские солдаты молились за спасение родины и собственных душ.
Несколько лет назад поисковикам удалось поднять из болота сбитый самолет. В числе прочего они обнаружили несколько икон, нарисованных карандашом. В перерывах между боями советский летчик рисовал Святителя Николая и лик Спасителя и постоянно носил рисунки в собственном планшете.
В одном из раскопов были обнаружены костные останки и личные вещи бойца Красной армии: ложка, пуговицы, монеты, металлический предмет прямоугольной формы. Этим предметом оказались два медных образка: Николая-Чудотворца и Богородицы в виде складня-триптиха, когда-то завернутые вместе. Между образками обнаружился фрагменты обложки документов, комсомольский билет и красноармейской книжки. На билете ВЛКСМ хорошо была видна фамилия погибшего солдата Данилов Михаил Семенович 1922 г/р.
В ходе наших поисков также приходилось находить крестики у д. М. Сальница в братской могиле…